понедельник, 28 апреля 2014 г.

Тема 17 "Понятие и виды социальных групп"


Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Довольно устойчивая структура. Примеры: семья.

Организация (учреждение)общественное объединение или государственное учреждение, созданное с определёнными целями и правилами работы. Иначе - ассоциация людей. Примеры: фирма, учебное заведение, больница.

Квазигруппа  — социальная группа, в которой между членами отсутствуют устойчивые связи и социальная структура, нет общих ценностей и норм, а взаимоотношения имеют односторонний характер. Квазигруппы существуют непродолжительное время, после окончания которого они или окончательно распадаются, или под воздействием обстоятельств превращаются в устойчивые социальные группы, нередко являясь их переходным типом. Примеры: аудитория, толпа, пассажиры одного рейса.

Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы. Примеры: социальный класс, нация

Классификация социальных групп


1. По характеру взаимодействия — первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группаэто более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. По способу организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. По численности — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Характерными чертами малой группы являются:
  • малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
  • пространственная близость членов группы;
  • устойчивость и длительность существования:
  • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
  • интенсивность межличностных отношений;
  • развитое чувство принадлежности к группе;
  • неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

4. По факту существования — реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:
  • пол - мужчины и женщины;
  • возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
  • доход - богатые, бедные, зажиточные;
  • национальность - русские, французы, американцы;
  • семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
  • профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;
  • место жительства - горожане, сельские жители.
Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).


Домашнее задание по теме "Понятие и виды социальных групп" 

Задание: Охарактеризовать наш класс, как социальную группу.

1. Общая характеристика учебного класса, как социальной группы:


Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Характерные черты:
  • малочисленный и стабильный состав 
Количество учеников в учебном классе во всех случаях регламентировано и не может превышать определенную норму. В среднем любой учебный класс состоит из 20 - 30 учеников, а излишняя переполненность становится просто невозможной из-за размеров учебных помещений, ограниченности возможностей учителя, а также из-за ряда санитарно-эпидемиологических норм, которые не допускают излишнее переполнение учебных классов. В связи с этим численный состав класса остается стабильно-немногочисленным. 
Ученики выбирают школу исходя из определенных причин: пространственная близость, престижность заведения, необходимые профилирующие предметы, хороший коллектив и прочее. Выбор этот осуществляется с учетом необходимости длительного пребывания в данной группе, в связи с чем состав класса относительно стабилен.
10 "В" класс - 22 человека, большая часть обучается с первого класса.  

  • пространственная близость членов группы
Все школьники из одного класса собираются в одной аудитории, где и осуществляется процесс обучения. За счет этого становится возможным непосредственное взаимодействие одноклассников между собой. Общение и взаимодействие участников группы начинает играть важную роль, в связи с чем обучение перестает быть единственной целью существования группы. 
10 "В" класс собирается в одной аудитории. Ученики 10 "В" класса активно взаимодействуют между собой (особенно во время уроков) 

  • устойчивость и длительность существования 
Учебный класс существует 11 лет и большая часть учеников остается ещё с первых дней обучения. 10 "В" класс существует уже 10 (!!!) лет и большая часть учеников в нем учится с первого класса (например, я)

  • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
Т.к. основным принципом разделения учебных классов является возраст, все ученики являются ровесниками (большая часть даже одногодками), а это означает следующее: общие ценности, общие интересы, похожие взгляды на мир, существование определенной "моды", которая формируется в каждом коллективе. Мода на образ жизни: в нашем классе большая часть мальчиков посещает спортивные залы, употребляет специальное спортивное питание для поддержания спортивной формы; Мода на одежду и аксессуары: Айфон в правую руку, айпад - в левую, сумку от "адидас" через плечо. Имеются общие "стандартны" как нужно одеваться и какие аксессуары иметь, чтобы не быть белой вороной в коллективе. Как правило эти "стандарты" продиктованы лидерами группы, на которых все (почти) стремятся быть похожими.


  • интенсивность межличностных отношений;
Одноклассники разбиваются на подгруппы по интересам. Многие в коллективе имеют устойчивые и длительные дружеские связи, которые существуют вне школы. Многие связи со школьной скамьи остаются и во взрослой жизни. 


2. Типология группы

  • По факту существования - Реальная (реально существует и функционирует, имеет свои социально значимые критерии)
  • По численности - Малая (22 человека)
  • По характеру взаимодействия может быть как первичной, так  вторичной (Для одних класс - это "семья", а для других исключительно среда получения знаний)
  • Референтная



*     *     *

Все источники: 
1. Обществознание: профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение

Комментариев нет:

Отправить комментарий