вторник, 22 апреля 2014 г.

Тема 16 "Общение"

1. Направленность личности


Основная терминология

Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм (Википедия)


Социальное действие - это такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные объекты. Социальное действие, с одной стороны, направлено на удовлетворение потребностей и интересов самого человека, с другой — ориентировано прямо или косвенно на других людей. И в тех случаях, когда действие или поступок затрагивают интересы окружающих, они вызывают какой-либо отклик с их стороны. (Б)

Рациональное социальное действие — это такое социальное действие, при котором субъект предварительно продумал цель, а также соответствующие ей средства и способы ее достижения. (Б)

Иррациональное социальное действие — это аффективно-импульсивное действие, при котором субъект не дает себе ясного отчета о цели, средствах и способах ее достижения. (Б)

Ответственное действие — это такое инициативное социальное действие, при котором действующий субъект берет на себя ответственность за возможные последствия для других людей и окружающей социальной и природной среды. Данный вид социального действия превращает человека в действительно цивилизованное социальное существо, которое понимает, что свобода, допускающая любую инициативу, но не дополненная ответственностью, ведет к бездумно-претенциозному волюнтаризму.


Безответственное действие — это инициативное социальное действие, при котором действующий учитывает только свои интересы, игнорируя интересы других людей и не желая брать на себя ответственность за возможные негативные для общества и природы последствия, избирает любые средства, способные привести к цели. Такой человек — волюнтарист, всегда исходящий из принципа: «Я так хочу, и все, а дальше — хоть трава не расти». Так возникает индивидуалистическая мораль, носитель которой думает только о собственной выгоде. 

Влечениеэто особое состояние, часто отражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо или ком-либо.

Желание представляет собой мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. Желание, в отличие от влечения, — это вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, причем осознается не только то, что именно хочет человек, но и то, как этого достичь. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы.

Стремление тесно связано с эмоциями, которые вызывают у человека удовольствие или неудовольствие в зависимости от того, достигнута или не достигнута цель.


Наиболее исследована учеными такая форма направленности личности, как интерес.Человека интересует то, что может удовлетворить его потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться. Удовлетворение одного интереса обычно ведет к появлению новых.


Высшей формой направленности личности называют убеждения. Словари определяют убеждения как осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями. Именно убеждения делают поведение целеустремленным и последовательным.

Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим людям. Убеждения, сложившиеся в целостную, упорядоченную систему, выступают как мировоззрение человека.
Мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности.



В зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности или мотивы, связанные с интересами других людей, строятся и все другие особенности личности: интересы, черты характера, стремления и переживания.

Альтруизм — это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Поэтому альтруистическая направленность личности строится на мотивах, ориентированных на помощь людям, учет их целей, интересов, понимание движущих причин поступков.

У людей с превалирующей общественной (просоциальной) направленностью преобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям. Без такой направленности общество не смогло бы существовать как целостное образование, а человек вряд ли смог бы стать тем существом, каким он является.

Противоположной альтруистической является эгоистическая направленность, при которой действиями человека движут мотивы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтение личных интересов интересам других людей, общества.

Наряду с указанными двумя видами направленности многие исследователи выделяют третий вид направленности личности — так называемую деловую направленность личности, столь же важную, но несводимую к личной и общественной. В деловой направленности побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности.


2. Общение как обмен информацией, взаимодействие и понимание собеседников


Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. Это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Общениесложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса
  • коммуникацию (обмен информацией), 
  • интеракцию (обмен действиями)
  • социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Коммуникативная сторона - общение как обмен информацией
Интерактивная сторона - общение как взаимодействие и обмен информацией
Перцептивная сторона - общение как восприятие людьми друг друга 

Средства общения

Невербальное общение - сторона общения, состоящая из обмена информации без помощи речевых и языковых средств.
Вербальное общение - речь

Речь - универсальный способ передачи информации по средствам языковых конструкций. 
Жесты - некоторые движения человеческого тела, имеющие определенное значение.
Мимика - выразительные движения мышц лица.
Пантомимика - выразительные движения тела собеседника (осанка, поза, жесты и.т.п.).
Хронотоп - пространственно-временная организация общения.


Типы собеседников

Коммуникатор - собеседник, направляющий информацию.
Реципиент - собеседник, принимающий информацию.

Доминантный собеседник - активный, уверенный в себе, ведущий беседу, инициатор.
Не доминантный собеседник - застенчивый, скромный, тихий слушатель.

Мобильный собеседник с легкостью переключается на общение от других дел, без затруднений поддерживает общение практически по любой теме. Контактный.
Ригидный собеседник - вдумчивый слушатель, в тему разговора включается постепенно, не тороплив. 

Экстроверт - расположенный к внешним взаимодействиям (в ч. общению) человек.
Интроверт - не склонный к внешней коммуникации. 

Механизмы социальной перцепции

Идентификация - предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия - сочувствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

Рефлексия - предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.

Стереотип - упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений. Социальные стереотипы - профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

Проекция - это механизм который проявляется в сознательном или не осознанном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

Казуальная атрибуция - предписание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

Аттракция - возникновение положительных чувств к собеседнику



Прочая терминология: 

"Идолы пещеры" - это стереотипы, сложившиеся в общении

"Идолы рода" - ошибки, совершаемые человеком, под действием общества

"Идолы рынка" - ошибки, совершаемые человеком, под действием авторитета, кумира

Интеракция - взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга. Включает в себя способность человека, понимать роль собеседника. Иначе - межличностное взаимодействие.



*     *     *

Все источники: 
1. Обществознание: профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение

Комментариев нет:

Отправить комментарий