вторник, 22 апреля 2014 г.

Тема 15 "Личность, её социализация и воспитание"


Индивид — особь, отдельно существующий живой организм / отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств / отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.



Социализация превращает особь в индивида. Индивид - представитель человеческого общества, один из человеческого общества, социализированная особь, человек-организм. Это человек, имеющий свои потребности и удовлетворяющий свои потребности во взаимодействии со средой; человек, обладающий только ему свойственными биологическими, социальными, психологическими и личностными свойствами и характеристиками как внешнего, так и внутреннего характера. Вопрос о достоинствах и уровне развития здесь не стоит: индивидами являются все проходящие социализацию члены человеческого общества, младенец или даун - все это индивиды.


Каждый индивид отличается от другого индивида, но, описывая эти отличия, говорят только об индивидуальных различиях, об особенностях, а не об индивидуальности. Индивидуальность - звание более высокое, это особенности уже не просто особи, а особенности человека, живущего как личность.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.



Возраст и становление личности 

Чаще всего возраст любого объекта определяется как длительность его существования. Применительно к человеку возраст связывают не только с длительностью существования (исчисляемого с момента рождения), но и с рядом последовательных фаз становления, развития личности. (Боголюбов)

1. Непосредственно-эмоциональное общение
0—1 год
I группа
2. Предметно-манипулятивная деятельность
1—3 года
II группа
3. Ролевая игра
3—7 лет
I группа
4. Учебная деятельность
7—10 лет
II группа
5. Интимно-личностное общение
11—14 лет
I группа
6. Учебно-професиональная деятельность
14—17 лет
II группа


Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Стадии социализации личности

1. Первичная адаптация

2. Стадия индивидуализации

3. Стадия интеграции

4. Трудовая социализация

5. Послетрудовая социализация 

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействие на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества. В широком смысле - это разностороннее воздействие общества на личность. 



*     *     *

Все источники: 
1. Обществознание: профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение

Комментариев нет:

Отправить комментарий