воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Тема 14 "Деятельность как способ существования людей"



Конспект урока 

Деятельностьпроцесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).


Необходимо отличать деятельность от активности - два совершенно разных понятия. Деятельность характерна только для человека, в то время как активность - черта представителей животного мира. 
Активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.




Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Типы деятельности: 

1. Труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
2. Игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
3. Учение (познание нового)
4. Общение (обмен идеями, эмоциями)


Виды деятельности: 

Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
По субъекту: индивидуальная – коллективная
По характеру: репродуктивная – творческая
По соответствию правовым нормам:
законная – незаконная
По соответствию моральным нормам:
моральная – аморальная
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная
По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя

 

*     *     *

Все источники: 
1. Обществознание: профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение
2. Википедия
3. http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/aktivnost
4. http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/formy-deyatelnosti-cheloveka.html

2 комментария:

  1. Лучше поздно, чем никогда:) Главное, что про кота и тут не забыли: мне кажется, у животных не деятельность, разве не так?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно же активность :) Сделал в конспекте акцент на этом моменте. А кот получился потому что форма схемы была ну ооочень похожа. Трудно было удержаться :)

      Удалить