суббота, 7 декабря 2013 г.

Тема 9 "Проблема общественного прогресса"


"...в XVIII в. французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743—1794 гг.)
писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса
человеческого разума. «Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в
настоящее время, помогут нам, — писал Кондорсе, — найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться...»


1. Прогресс и регресс


Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса


Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.



Идею прогресса, которую обосновывал Кондорсе, развивали многие мыслители в дальнейшем. При этом они раскрывали ее новые аспекты. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека

Общество и общественные процессы могут прогрессировать или регрессировать. До сих пор современные философы ведут споры о том, что определяет движение в сторону прогресса (эволюцию, движение к лучшему и полезному для общества) и в сторону регресса цивилизации (инволюцию, движение к худшему и вредному для общества). До сих пор человеческое общество в целом не испытывало регресса, ни длительного, ни кратковременного. История даёт примеры, когда в каком-то районе Земли происходил локальный общественный регресс после войн, революций и эпидемий, и тогда в этом месте масса всех частей цивилизации снижалась. На протяжении 5 миллиардов лет, с того момента, когда возник первый Разумный Человек, в обществе (если его брать целиком) происходил только прогресс.

2. Противоречивость прогресса


Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия.


Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам.

Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.






Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями — стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле — перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.


3. Критерии прогресса

Одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Гегель же усматривал критерии прогресса в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Свобода выступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, о возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.

Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

*     *     *
Также ещё хочу добавить пару слов от себя.
В пятницу (29 ноября) команда нашей гимназии участвовала на конкурсе "Кубок вызова". Нам была предложена определенная тема, по которой проходили дебаты между четырьмя гуманитарными школами (в том числе и нашей) и четырьмя естествонаучными. Тема дебатов звучала следующим образом: "Прогресс - добро или зло для человечества". Конечно, было понятно, что вопрос этот неоднозначный и главным критерием выигрыша будет убедительность аргументов. На нас (как на гуманитариев) легло бремя доказательства, что прогресс - это зло. 
Польза прогресса очевидна для каждого, а вот под вредом принято считать (в основном) мусор, вред экологической обстановке, а также ряд других проблем, но, как правило, этим все и ограничивается. Вопрос вреда цивилизации гораздо глубже и многие даже не подозревают, что негативное влияние прогресса можно проследить практически во ВСЕХ сферах человеческой жизни. Да и мы, если честно, тоже не знали, пока не начали набирать аргументы против соперников. Хочу показать вам часть наших контраргументов:

"Добрый день уважаемые оппоненты, я приведу аргументы, подтверждающие нашу позицию:
1. За все время атомных испытаний только США и СССР было истреблено плодородных земель столько, сколько хватило бы на обеспечение безголодного будущего целого континента. Также вспомним исторические примеры: Хиросима и Нагасаки, катастровы на Маяке и в Чернобыле, Семипалатинский полигон в Казахстане, истребление Аральского моря...
2. Следующий аспект - здоровье. Следует упомянуть нарушение пищевого поведения, и, как следствие, распространение ожирения (особенно у детей), сюда же можно отнести анорексию (из-за следования ненормальным стандартам моды), ну и конечно же кариес.
3. В пищевой промышленности стали использовать ГМО (около 60% продуктов), на тонну мяса приходится около 20 граммов антибиотиков, широкое распространение получило хлорирование мяса.
4. Онкология. Ежегодно от онкологии умирает только в России до 300 000 человек, а ежедневно фиксируется до 5 случаев.
5. Несколько слов о токсических выбросах. 25 ноября 2013 года в Челябинске экологи зафиксировали превышение допустимых концентраций фенола, формальдегида, диоксида азота в несколько раз (вещества 1-го класса опасности)

А также: социальная дезадаптация, возникновение новых инфекционных заболеваний, снижение уровня социального интеллекта, снижение фертильности у мужчин, широкое распространение стрессов и прочее..."

*     *     *

Все источники: 
1. Обществознание: профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение

Комментариев нет:

Отправить комментарий