среда, 18 декабря 2013 г.

Тема 11 "Проблемы познаваемости мира"


Познаваем ли мир? С позиций здравого смысла ответ на вопрос может быть только утвердительным. Действительно, если бы познание, а на его основе преобразование мира было невозможным, человечество вообще вряд ли вышло бы из состояния дикости. Даже на овладение основами знаний современному школьнику нужно не менее десяти лет.


Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса — познавательной деятельности людей. Процесс познания, как бы он ни проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Цель познания — описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод.
Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).

Чувственное познание


Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.




К формам чувственного познания относят:
1. Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
2. Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
3. Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.


Рациональное познание 


Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

1. Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);
2. Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;
3. Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.


Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм
Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм
Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуетсяоптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм
Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:
Все. что видишь ты. — видимость только одна,
Только форма — а суть никому не видна.
Смысл этих картинок понять не пытайся -
Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:
чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм
В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.


Домашнее задание по теме "Проблемы познаваемости мира"


Каковы причины того, что разные люди воспринимают подобные изображения по разному?
На мой взгляд, можно выделить целый ряд причин:

1. Преобладание одного типа познания над другим. И чувственное и рациональное познание свойственны для каждого человека, но одно какое-то, как правило, преобладает. Если мы говорим о творческих людях, для которых характерна постоянная работа с цветом (если это художники, дизайнеры и др.) или какими-либо другими ощущениями, то можно уверенно сказать, что чувственное познание будет важнее и, таким образом, эти люди будут обращать внимание на цвет, формы предметов. Если говорить о рациональном познании (которое будет преимущественно характерно для людей технического склада ума: математиков, физиков, геометров, химиков и проч.), то главным тут будет уже не цвет, а логическая связь предметов, смысловая композиция... Такие люди будут пытаться логически осмыслить изображенное, попытаться понять закономерности, связи.

2. Актуальная проблема. То чувство/настроение/состояние человека, с которым он приступит к изучению таких изображений будет также играть большую роль. Врачи-психиатры, психологи и криминалисты  взяли этот нюанс "на вооружение". Именно внутреннее состояние человека окажет существенное влияние на восприятие картины. Агрессивно настроенный человек будет заострять внимание на неправильных или острых фигурах, ярких цветах (моё предположение) и.т.д.

3. Отношение человека к получению достоверных знаний. Агностик вряд ли поверит, что картина имеет "скрытый смысл" и, увидев определенную вариацию, успокоится на этом. Скептик может согласиться, что картины двусмысленны, но, скорее всего, не станет искать что-то другое. Оптимист, вероятно, попытается отыскать другие варианты изображения и, даже если ему это не удастся, не станет отрицать возможности увидеть что-то иное.

4. Предметная заинтересованность. Если я, к примеру, увлекаюсь биологией, то заметив на картине какие-то анатомические особенности или виды животных и растений, начну увлеченно изучать их взглядом, в то время как все остальное потеряет для меня смысл и я просто могу не заметить что-то другое. Если я увлечен изучением ландшафта, то моё внимание переключится на изучение задних планов картины и я смогу заметить какие-то мелкие детали, скрытые от глаз.

5. Характер человека.  Я - упертый, самодовольный ребенок (к примеру) и меня жутко раздражает, что я не могу понять смысл каких-то закорючек на картине (или же меня просто задевает что все что-то видят, а я нет). Следовательно я начну усиленно шевелить глазами и извилинами. Я - унылый, вечно расстроенный ребенок . Какое мне дело до картины? Неужели это имеет смысл? Что-то вижу и хватит.

Таким образом, сочетания разного рода факторов с неповторимыми характеристиками личности каждого человека дают нам самое различное восприятие одних и тех же предметов. Восприятие также как и личность, осуществляющая это самое восприятие - неповторимо.

*     *     *

Все источники: 
1. Обществознание: профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение


Комментариев нет:

Отправить комментарий