четверг, 17 октября 2013 г.

Тема 4 " Из истории русской философской мысли"

Конспект по теме "История русской философской мысли" 


1. Русская философская мысль XI - XVIII вв.


По мнению большинства ученых, философия в России как самостоятельная область знания начинает формироваться приблизительно к 19 веку. Но история философской мысли начинается гораздо раньше, а именно, когда в Киевскую Русь приходят переводы латинских и греческих текстов, написанных Святыми Отцами церкви. Именно тогда русское духовенство предпринимает попытку продолжить богословские и философские труды византийцев и греков. Наиболее яркий пример - киевский митрополит Иларион (XI в.), написавший "Слово о законе и благодати"

Академик Дмитрий Лихачев так охарактеризовал произведение митрополита Илариона: 

"Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и, в самом деле, как бы предвосхищает это будущее. Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа." Источник


 


Митрополит Иларион развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. "Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя большую нравственную ответственность"

Также, истории известны и многие другие имена. В это время получила развитие идея "Третьего Рима", выраженная в словах известного игумена псковского монастыря Филофея. Обращаясь к великому князю Василию III, Филофей писал: " ...внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать". В дальнейшем эта идея получила распространение во взглядах многих русских философов.  


С конца XVII в. началось постепенное обособление философии от богословия. В учебных заведениях, которые появлялись в то время вводились самостоятельные курсы философии, где студенты знакомились с учениями Фомы Аквинского, Аристотеля, Птолемея, Коперника. Обращение к католицизму и отход от богословия послужили причиной временного прекращения подобных занятий, но позже они снова возобновились.  

"...Значительные перемены, происходившие в российском обществе в 18 веке, охватили все его сферы, включая духовную культуру. Одним из интеллектуальных центров стала "ученая дружина" Петра I. В неё входили такие общественные деятели и ученые, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Г. Посошков, А.Д. Кантемир.."

Ф. Прокопович (1681 - 1736 гг.) - епископ Русской Православной Церкви, сподвижник Петра. Автор "Владимира". Феофан полагал, что природа была создана Богом, а затем начала самостоятельное развитие.

В. Н. Татищев ( 1686 - 1750 гг.) - известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель. Автор "Истории России с самых древнейших времен". Сторонник просвещения, уповал на разум человека. 


А. Кантемир (1708 - 1744 гг.) - русский поэт-сатирик, дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Автор произведения "Письма о природе человека". Более всего занимался проблемами нравственности. Им были введены в оборот русской речи слова идея и понятие, депутат, начало (принцип), наблюдение, естество (натура), вещество или материя.



Стоит также отметить, что главным центром развития философской мысли в России стал Московский университет, основанный в 1755 году. 

2. Философские искания XIX век


Философия в качестве самостоятельной области знания сложилась именно в 19 веке. Главный вопрос философии 19 века - это вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе

П. Я. Чаадаев (1794 - 1856 гг.) - автор знаменитых "Философических писем". Чаадаев говорил, что осуществление истории есть  реализация Божественной воли. По мнению Чаадаева, культурные достижения западных стран свидетельствуют о том, что именно запад избран Провидением для осуществления своих целей. 
Россию Чаадаев называет отсталой страной, стоящей на обочине цивилизованного мира. В более поздних произведениях он утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию: "Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важные вопросы, которые занимают человечество...".

Философская мысль в России развивалась не только в традиционных академических формах:. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения можно найти и в произведениях русской классической литературы. Особенно замечательно в этом отношении творчество Толстого Л. Н. и Ф. М. Достоевского.

 3. Обобщение 


4. Словарь параграфа


Европоцентризм (евроцентризм) — характерная философская тенденция и политическая идеология, провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.


Деизм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не управляет ими полностью.

Западничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.

Культурный тип (культурно-исторический тип) — самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н. Я. Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге “Россия и Европа”. В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы (морфологического принципа) и органической материи. Идеальная форма определяет самобытные цивилизационные начала, воплощающиеся в сфере народности. Эти начала не могут передаваться от одного культурно-исторического типа к другому, т. е. в сущности культурно-исторические типы являются замкнутыми, самодостаточными образованиями. Возможно заимствование лишь тех начал, которые не относятся к сфере народности (техника, естествознание и др.). В последнем случае могут возникать преемственные культурно-исторические типы


Домашнее задание по теме "История русской философской мысли"


1. Прочитайте приведенные ниже рассуждения русского философа П. Я. Чаадаева (1794 - 1856)
"Во Франции на что нужна мысль? - Чтоб её высказать. - В Англии? - Чтобы привести её в исполнение. - В Германии? - Чтоб её обдумать. - К нас? - Ни на что." 
Как вы думаете, что имел в виду философ? Прав ли он? Аргументируйте свой ответ.

С Чаадаевым я не согласен, скажу даже более - я испытываю просто колоссальную антипатию к этому философу. Российская история знает огромное число примеров общественной мысли, примеров того, что в головах народа что-то "шевелится". С моей стороны даже выражаться таким образом: "что-то шевелится" -  это оскорбительно! Вспомним же русскую литературу - ВЕЛИЧАЙШУЮ литературу всех времен и народов! Достоевский, Толстой, Пушкин - величайшие мировые титаны слова и мысли. Они осветили самые темные потайные уголки человеческой души, разобрали и проанализировали сложнейшие психологические проблемы на примере литературных героев. Величайшие ученые, кстати, тоже, в большинстве своем - русские. Даже русская философия, которую мы рассматриваем в данном параграфе, очень богата самыми разными идеями, взглядами. Все это уже свидетельствует о том, что русский человек думает, что он развивается не хуже (я бы сказал даже лучше!) запада и востока. Россия никогда не пойдет путем запада, у неё свой самобытный путь развития, своя высокая культура и мысль до которой ещё не дорос запад! 

(я не упоминаю политические взгляды, которых было также огромное количество, которые зрели в головах у русских, потому что считаю, что привел достаточно аргументов в свою пользу) 

2. Составит синквейн на слово "Родина".

Родина
Великая, Прекрасная 
Сохраняет, любит, зовет
Русь одолеет беды и ненастья
Мать



*     *     *

Все источники: 
1. Обществознание: профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение
2. Википедия
3.  Академик (словари и энциклопедии) 


Комментариев нет:

Отправить комментарий